Cite this article as:

Ternova T. A. The Problem of National and Other‑National in Modernism and Avant-garde. Izvestiya of Saratov University. Philology. Journalism, 2011, vol. 11, iss. 2, pp. 56-64. DOI: https://doi.org/10.18500/1817-7115-2011-11-2-56-64


This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
UDC: 
821 (091)
Language: 
Russian

The Problem of National and Other‑National in Modernism and Avant-garde

On the example of the literary activity of the Futurists, Imagists, Zaumniks the peculiarities of modernist and avant-garde solution to the problem of the national are investigated

Literature
  1. Ткач Е. О роли современного искусства в формировании национальной идентичности // Диалог цивилизаций: история, современность и перспективы. М., 2003. С. 62.
  2. Соловьева Г. Смерть и модернизм // Фигуры Танатоса. Философский альманах. СПб., 1995. Вып 5. URL: http://trames.ru/eoireitumdem/library/z4avatarTanatos/solovjeva.html (дата обращения: 21.02.2011).
  3. Декларация ОБЭРИУ // Ванна Архимеда / сост. А.А. Александрова. Л., 1991. С. 458.
  4. Степанов Н. Велимир Хлебников : биографический очерк // Хлебников В. Избранные стихотворения. М., 1936. С. 8–77.
  5. Ямпольская А. Итальянский футуризм // Иностранная литература. 2008. № 10.
  6. Бурлюк Д. Галдящие «бенуа» и Новое Русское Национальное Искусство. СПб., 1913. С. 10.
  7. Пощечина общественному вкусу // Поэзия русского футуризма. СПб., 1999. С. 617–618.
  8. Бурлюк Д. Кустарное искусство // Московская газета. 1913. 25 февр. Цит. по: Лившиц Б. Полутораглазый стрелец. Л., 1989. С. 622.
  9. Хлебников В. Наша основа // Хлебников В. Проза поэта. М., 2001. С. 178–195.
  10. Мандельштам О. О природе слова // Собр. соч. : в 4 т. М., 1991. Т. 2. С. 245.
  11. Markov V. Russian Futurism: A History. L., 1968. P. 331.
  12. Каменский В. Стенька Разин // Каменский В. Сочинения. Репринтное воспроизведение изданий 1914, 1916, 1918 гг. М., 1990. С. 8.
  13. Каменский В. Звучаль веснеянки. М., 1918. С. 89.
  14. Бурлюк Д. Кустарное искусство. С. 622.
  15. Садок судей II [Предисловие] // Русский футуризм: Стихи. Статьи. Воспоминания. М., 2009. С. 67.
  16. Кручёных А. Декларация № 5. О заумном языке в современной литературе //Кручёных А. Новое в писательской технике Бабеля, Артёма Весёлого и др.: Продукция № 144. М., 1927. С. 59
  17. Богомолов Н. «Дыр булл щыл» в контексте эпохи // Новое лит. обозрение. 2005. № 72. С. 173.
  18. Богомолов Н. Указ. соч. С. 175.
  19. Мир Велимира Хлебникова: Статьи и исследования. 1911–1998. М., 2000. С. 781.
  20. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 220.
  21. Крученых А. Стихотворения. Поэмы. Романы. Опера. СПб., 2001. С. 168.
  22. Гуро Е. Сочинения. Oakland, 1996. Далее ссылки на это издания даются с указанием страниц в тексте.
  23. Башмакова Н. Тишина и молчание: Елена Гуро в финском пейзаже // Studia Russica Tartuensia. IV. «Свое» и «чужое» в литературе и культуре. Тарту, 1995. С. 237.
  24. Поэзия русского футуризма. СПб., 1999. С. 262.
  25. Шершеневич В. Листы имажиниста. Ярославль, 1997. С. 64–65.
  26. Мариенгоф А. Буян-остров. М., 1920. С. 25.
  27. Шершеневич В. Великолепный очевидец // Мой век, мои друзья и подруги: Воспоминания Мариенгофа, Шершеневича, Грузинова. М., 1990. С. 513.
  28. Есенин С. Полное собрание сочинений : в 7 т. М., 1995– 2002. Т. 5. C. 215.
  29. Поэты-имажинисты. СПб., 1997. С. 88–89.
  30. Лившиц Б. Полутораглазый стрелец. С. 333.
  31. Иванова Е. ТворчествоВ.Шершеневича: теоретические декларации и поэтическая практика : дис. … канд. филол. наук. Саратов, 2005. С. 45.
  32. Шершеневич В. Лошадь как лошадь // Шершеневич В.Листы имажиниста. Ярославль, 1997. С. 90. Далее ссылки на это издания даются с указанием страниц в тексте.
  33. Мариенгоф А. Стихотворения и поэмы. СПб., 2002. С. 197. Далее ссылки на это издания даются с указанием страниц в тексте.
  34. Марков В. Гостиница для путешествующих в прекрасном // Звезда. 2005. № 2. С. 15.
  35. Мариенгоф А. Парижские стихи // Мариенгоф А. Стихотворения и поэмы. СПб., 2002. С. 156.
  36. Сорокина Т. Отечественная проза рубежа веков в аспекте «вторичных художественных моделей» (Л. Петрушевская, Ю. Буйда, Вик. Ерофеев) : автореф. дис. … канд. филол. наук. Казань, 2004. С. 15.
  37. Поэты-имажинисты. С. 334.
  38. Кусиков А. Аль-Баррак // Поэты‑имажинисты. СПб., 1999. С. 342.
  39. Поэты-имажинисты. С. 515.
  40. Кусиков А. Коевангелиеран // СПб., 1999. С. 345. Далее ссылки на это издания даются с указанием страниц в тексте.
  41. Абрамович Н. Современная лирика: Клюев, Кусиков, Ивнев, Шершеневич. Рига, 1920. С. 18. Цит. по: Поэты-имажинисты. СПб., 1999. С. 516.
  42. Туфанов А. Ушкуйники // Modern Russian Literature and Culture. Studies and Texts. Vol. 27. Berkeley Slavic Specialities, 1991. С. 175.
  43. Там же. С. 177.
  44. Малинова О. Дискурс о России и «Западе» в 1920– 1930-х гг. Попытки переопределения коллективной идентичности в новой системе координат // Космополис. 2008. № 2(21). С. 48.
  45. Гаспаров М. Русский стих начала XX века в комментариях. М., 2001. С. 156–157.
  46. Там же. 47 Туфанов А. Ушкуйники. С. 43.
  47. Бычков В.Эстетика : учебник для гуманитарных направлений и специальностей вузов России. М., 2005. С. 412.
  48. Жаккар Ж.‑Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда. СПб., 1995. С. 37–38.
  49. Там же. С. 35.
  50. Туфанов А. Ушкуйники. С. 128–142.
  51. Жаккар Ж.‑Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда. С. 42.
  52. Чуковский Н. Литературные воспоминания. М., 1989. С. 155–162.
  53. Туфанов А. Ушкуйники. С. 47.
  54. ТуфановА.Словарь устарелых слов //Там же. С. 184–191.
  55. Никольская Т. Новатор-архаист («Ушкуйники» А. Туфанова) // Там же. С. 107–108.
  56. Жаккар Ж.‑Ф. Александр Туфанов: от эолоарфизма к зауми // Там же. С. 9–25.
  57. Туфанов А. О жизни и поэзии // Там же. С. 113.
Full Text (PDF): 

Generator XML for DOAJ