Образец для цитирования:
Викторова Е. Ю. Авторизующие конструкции самоупоминания в оценочном научном дискурсе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2022. Т. 22, вып. 2. С. 145-150. DOI: https://doi.org/10.18500/1817-7115-2022-22-2-145-150
Авторизующие конструкции самоупоминания в оценочном научном дискурсе
В статье анализирует ся функционирование авторизующих конструкций – речевых единиц, содержащих «голос автора», авторских самоупоминаний, содержащих личное или притяжательное местоимение 1-го лица (я; мы; меня; мне; нам; нас; мой; наш) – в оценочном научном дискурсе. К авторизующим единицам относятся двусоставные конструкции (мы считаем; мы полагаем; как мы хорошо знаем; я уверен), односоставные (допускаю; заметим; согласимся), конструкции с местоимениями в косвенных падежах (нам кажется; у меня замечание; нам думается) и с притяжательными местоимениями (на наш взгляд; с моей точки зрения; по нашему мнению). Исследование основано на анализе 64 отзывов официальных оппонентов и ведущих организаций по лингвистике, литературоведению, истории, химии, физике и медицине. Авторизующие конструкции исследуются как часть так называемого дискурсивно-прагматического каркаса коммуникации, образуемого дискурсивами – единицами вспомогательного коммуникативного уровня, обеспечивающими организацию коммуникации с точки зрения ее логичности, связности, последовательности, композиции и регулирующими взаимодействие автора и адресата. Цель исследования – выявление качественных и количественных особенностей функционирования авторизующих конструкций в жанре отзыва на диссертацию и факторов, обусловливающих их употребление. Авторизующие конструкции самоупоминания в оценочном научном дискурсе используются с целью создания экологичной, позитивной коммуникации: они снижают категоричность отрицательно оценочных суждений, акцентируют внимание на положительных аспектах рецензируемого исследования, создают ощущение солидарности с адресатом и в целом способствуют усилению воздействия в рамках научной коммуникации. В качестве основных факторов, обусловливающих специфику употребления этих единиц, выделены научная сфера (дисциплина), жанр научного дискурса и гендер. Выявлено, что конструкции самоупоминания более частотны в отзывах гуманитариев по сравнению с отзывами ученых естественнонаучных отраслей. При этом доказывается, что мы-конструкции значительно превалируют над я-конструкциями, а мужчины используют авторизующие конструкции чаще, чем женщины.
1. Викторова Е. Ю. Влияет ли гендер на использование дискурсивов? (на материале письменного научного дискурса) // Известия Саратовского университетата. Новая серия. Серия : Филология. Журналистика. 2011. Т. 11, вып. 3. С. 8–14.
2. Викторова Е. Ю. Вспомогательная система дискурса. Саратов : ИЦ «Наука», 2015. 404 с.
3. Викторова Е. Ю. Дискурсивно-прагматическая специфика жанра лекции TED talk (сквозь призму функционирования в ней дискурсивов) // Жанры речи. 2019. № 4 (24). С. 254–266. https://doi. org/10.18500/2311-0740-2019-4-24-254-266
4. Викторова Е. Ю. Гендерная специфика в использовании авторизующих конструкций самоупоминания (на материале жанра ТED talks) // Жанры речи. 2020. № 4 (28). С. 287–294. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2020-4-28-287-294
5. Mur-Dueñas P. ‘I/we focus on…’: A cross-cultural analysis of self-mentions in business management research articles // Journal of English Academic Purposes. 2007. Vol. 6, iss. 2. P. 143–162. https://doi.org/10.1016/j.jeap.2007.05.002
6. Hyland K. Humble servants of the discipline? Self-mention in research articles // English for Specifi c Purposes. 2001. Vol. 20, iss. 3. P. 207–226. https://doi.org/10.1016/S0889-4906(00)00012-0
7. Hyland K. Prudence, precision and politeness: Hedges in academic writing // Quaderns de Filologia. Estudis Lingüistics. 2005. № 10. Р. 99–112.
8. Лекант П. А. Современный русский язык. Синтаксис : учеб. пособие для студентов вузов. М. : ИЦ «Академия», 2010. 256 с.
9. Кустова Г. И. Синтаксис современного русского языка : курс лекций. М. : Флинта, 2019. 294 с.
10. Котюрова М. П., Баженова Е. А. Культура научной речи : текст и его редактирование: учеб. пособие. 6-е изд. М. : Флинта ; Наука, 2018. 280 с.
11. Ларина Т. В. Эмотивн ая экологичность и эмотивная вежливость в английской и русской анонимной рецензии // Вопросы психолингвистики. 2019. № 1 (39). С. 38–57. https://doi.org/10.30982/2077-5911-2019-39-1-38-57
12. Лаптева О. А. Способы выражения авторского «я» в русской научной речи // Язык и стиль научной литературы. Теоретические и прикладные проблемы / отв. ред. М. Я. Цвиллинг. М. : Наука, 1977. С. 123–138.
13. Солганик Г. Я. Очерки модального синтаксиса. М. : Флинта ; Наука, 2010. 136 с.
14. Шаховский В. И., Солодовникова Н. Г. Лингвоэкология : объект, предмет и задачи // Русский язык, литература, культура в школе и вузе. 2010. № 1 (31). С. 22–29.
15. Позитивная коммуникация / под общ. ред. О. А. Леонтович. М. : Гнозис, 2019. 295 с.
16. Эффективность коммуникации : влияние сферы коммуникации на факторы ее достижения / под ред. О. Б. Сиротининой. Саратов : ИЦ «Наука», 2021. 256 с.