conflict

Духовные конфликтогены в «любовном» цикле Б. Пастернака «Осень»

Рассматривается поэтический цикл Б. Пастернака «Осень», который является заключительным в книге стихов «Темы и вариации» (1916–1922). Анализируется образная система произведения и его сюжет, отражающий взаимоотношения лирического героя и его возлюбленной. Обращается внимание на роль духовных конфликтогенов как важных циклообразующих элементов. Подчёркиваются интертекстуальные связи с Библией и пьесой В. Шекспира «Гамлет».

Историческое и экзистенциальное в статьях А. П. Скафтымова о драматургии А. П. Чехова

В статье рассматривается соотношение двух подходов А. П. Скафтымова к интерпретации чеховских пьес – исторического и экзистенциального; исследуется «полиглотизм» работ ученого; показывается связь его идей с нарождающейся экзистенциальной философией.

К фабуле драматической сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина «Тени». Интрига Шалимова

В статье предлагается новая трактовка организации фабулы и драматического конфликта в драматической сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина «Тени». Двигателем сценической интриги, согласно гипотезе автора, является внесценический положительный герой Шалимов, который часто рассматривался литературоведами как «идеальный», далекий от действительности герой. В статье образ Шалимова исследуется с точки зрения политических интриг, в которые втянуты действующие лица пьесы. Также автором статьи выдвигается предположение о причинах внезапной утраты интереса М. Е. Салтыковым-Щедриным к этой пьесе.

Мотивы гармонии и разлада в русских пословично-поговорочных текстах

В статье рассматриваются пословицы и поговорки русского народа, апеллирующие к категориям гармонии и разлада. Выделяются основные смысловые доминанты пословиц, связанных с указанными категориями. Основным источником пословиц и поговорок послужил сборник В. И. Даля «Пословицы русского народа».

Проблема счастья и судьбы как фундамент трагизма в произведениях М. А. Булгакова

В статье предпринята попытка выделить основную проблему трагизма Булгакова – ощущения, характерного не только для его пьес, но и для повествовательных произведений и в целом для мировоззрения писателя. Автор утверждает, что главным, глубинным конфликтом в творчестве Булгакова является противостояние счастья и судьбы, что вписывает его в традицию мировой классики с ее устоявшимися трагедийными типами и фабулами. В то же время в работе выделяются некоторые особенности его произведений 1930-х гг., такие как обманчивость счастья, прозрение развязки в действии.