N. V. Gogol

Н. В. Гоголь и И. А. Крылов в 1830–1835 годы

В статье исследуется история знакомства Гоголя и Крылова в Петербурге. На основе широкого круга литературоведческих источников дается попытка определить характер их отношений в 1830–1835 гг.

Первые знакомства Н. В. Гоголя с творчеством И. А. Крылова

В статье рассмотрены факты биографии Н. В. Гоголя, проливающие свет на раннее знакомство писателя с творчеством И. А. Крылова. Для изучения вопроса впервые привлекаются материалы из библиотеки Д. П. Трощинского. Также проанализирован эпиграф из басни Крылова «Орел и Пчела» к рукописному журналу Гоголя «Метеор литературы». Даны предположения о возможном влиянии творчества Крылова на раннего Гоголя.

Авторское лукавство в «Развязке “Ревизора”»

В статье рассматривается одна из пьес-сателлитов гоголевской комедии «Ревизор», немаловажную роль в которой играет феномен авторского лукавства. Последовательно раскрываются все этапы и приемы авторской игры, направленные на то, чтобы предложить читателю новую трактовку известной комедии.

Немецкое окружение Гоголя-ученика

В статье рассматриваются ученические письма Гоголя, в которых затрагивается немецкая тема, а также воспоминания современников, дополняющие картину фактами из биографии будущего писателя.

«Развязка “Ревизора”» Н. В. Гоголя как способ полемики с «Театральным разъездом»

В статье рассматриваются тексты, сопровождающие комедию «Ревизор». Исследователь прослеживает изменения авторской оценки собственных текстов, авторские сомнения и саморефлексию.

Мотивы молвы в «Миргороде» Гоголя: между привычным и чрезвычайным

Исследуются художественные функции мотивов молвы и славы в сюжете «Старосветских помещиков», «Вия» и «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н. В. Гоголя. Рассматриваются их роль в сюжете и хронотопе произведений, значение в пространстве смысла повестей, связь с мотивами чрезвычайного происшествия и раскрытой тайны.

Странности времени и пространства: на материале повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»

В статье исследуются превращения, происходящие в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект» с категориями времени и пространства, делается попытка объяснить концентрацию этих метаморфоз на стилистическом уровне произведения и подтвердить психическую природу странного как определенного миропредставления, укорененного в сознании субъекта.

Петербургский текст К. Вагинова

В статье исследуется проблема Петербургского текста русской литературы в творчестве константина вагинова, его соотношение с классическим Петербургским текстом А. Пушкина, Ф. Достоевского, Н. Гоголя.