Литературоведение

Китаизмы Владимира Сорокина в романе «Голубое сало»

В статье обсуждаются китаизмы, появляющиеся в романе «Голубое сало» Владимира Сорокина. В романе присутствует аллегория на русский язык будущего. Большая часть неологизмов, созданных Сорокиным в «Голубом сале», происходит из иностранных слов, в том числе включая обилие китаизмов. Автор статьи анализирует используемые китаизмы в фонетическом и семантическом аспектах, указывает на ошибку в произношении Сорокина при использовании китайских слов и выражений.

Проза Алексея Слаповского в восприятии Андрея Немзера

Литературный критик Андрей Немзер одним из первых обратил внимание на творчество Алексея Слаповского, писателя, неразрывно связанного с Саратовом. Отклики на его произведения публиковались в газетах и «толстых» журналах с начала 1990-х гг. Список главных героев словесности, который ежегодно составлял Немзер, не обходится без имени прозаика, а масса рецензий носит откровенно апологетический характер. Несмотря на то, что пристрастное внимание к писателю вызвало негодование литературных критиков, Немзер продолжал популяризировать творчество Слаповского.

О влиянии романа «Что делать?» Н. Г. Чернышевского на повесть «Яр» С. А. Есенина

Имеются доказательства знакомства Есенина со «Что делать?» Чернышевского, что произошло еще в юности будущего поэта, в период его обучения в Спас-Клепиковской второклассной учительской школе в 1909–1912 гг. Из романа писателя XIX в. отдельные повороты сюжета (линия «живого трупа»), некоторые стилистические находки и суждения автора (о тайне, лжеце, Гамлете) как бы перекочевали в повесть поэта XX в., безусловно, в завуалированном и трансформированном виде.

Символика волчка: звуковая деталь в пьесе А. П. Чехова «Три сестры»

Статья посвящена изучению звуковых особенностей чеховского творчества, и в частности, анализу и интерпретации места и роли такой звуковой детали, как волчок, в пьесе А. П. Чехова «Три сестры», ранее не проводившихся исследователями. К анализу привлечены сценические прочтения драмы крупными русскими и европейскими режиссёрами ХХ–ХXI вв. – К. С. Станиславским, Вл. И. Немировичем-Данченко, А. В. Эфросом, П. Штайном, Э. Някрошюсом, П. Н. Фоменко и Л. А.

А. А. Фет и Д. А. Столыпин: диалог о крестьянском землевладении (по материалам неопубликованных писем)

Статья представляет собой аналитический обзор неопубликованных писем Д. А. Столыпина к А. А. Фету, относящихся к 1889–1892 гг. В ней рассматриваются особенности отношений между названными авторами, устанавливаются причины их сближения и последующего дружеского общения. Центральное место в письмах Столыпина к Фету занимает обсуждение вопросов развития сельского хозяйства России, которым посвящены многие публицистические статьи обоих корреспондентов.

Жанровая доминанта в трудах профессора Т. М. Акимовой

В статье представлен обзор трудов профессора СГУ имени Н. Г. Чернышевского Т. М. Акимовой в свете характеристики интереса ученого и педагога к поэтике жанров фольклора и литературы как в их специфике, так и во взаимодействии. Наличие данного интереса определяется как доминанта исследовательского почерка Т. М. Акимовой на основании обзора работ ученого в области трех родов словесности – драмы, эпоса и лирики, а также с привлечением оценок данного вклада коллегами по работе, специалистами других вузов, учениками.

Российское литературоведение ХХ века о комедии Мольера «Мизантроп»

В статье рассматривается рецепция комедии Ж.-Б. Мольера «Мизантроп» (1666) российскими литературоведами ХХ в., отраженная в монографиях, академических изданиях, учебниках, статьях и научном аппарате к полным собраниям сочинений великого французского драматурга. Причина настойчивого интереса к этой пьесе определяется двумя важнейшими факторами: ее неоднозначностью и влиянием на комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума». Прослеживается трансформация оценок исследователей, начиная с дореволюционного периода и заканчивая работами последних лет.

Саратовский сюжет в письмах Ю. Н. Чумакова

В статье рассматривается место саратовского сюжета в письмах Ю. Н. Чумакова, адресованных автору статьи. Предметом обсуждения в переписке служит защита Ю. Н. Чумаковым диссертации в Саратовском университете в 1970 г. и ее роль в его научной биографии. Именно защита диссертация с Ю. М. Лотманом в роли первого оппонента стала ключевым событием саратовского сюжета и его кульминацией. Вычленив из переписки фрагменты, связанные с саратовским сюжетом, автор стремится объяснить направленность завязавшегося эпистолярного диалога, почему защита диссертации воспринималась Ю. Н.

«Личная география» как автодокумент (на материале современной русской прозы)

В статье рассматриваются актуальные для сегодняшнего этапа литературного процесса понятия «автодокумент» («эго-документ»), соединение художественного и документального, «личная география». Основная цель этого исследования – показать на примере новейших произведений русской прозы важность географических адресов (понимаемых как пространственные ориентиры) для движения сюжета, а также в качестве смыслопорождающего компонента не только документальных, но и собственно художественных текстов.

Образы чудаков в новеллистике Р. Карвера (на материале рассказов из сборника «Прошу тебя, замолчи!»)

В статье на материале рассказов «Джерри, Молли и Сэм» (1972), «Жирный» (1971), «Тебе с ними детей не крестить» (1973), «Соседи» (1971) и «Идея» (1972) рассматриваются образы героев-чудаков в новеллистике выдающегося американского писателя второй половины XX в. Реймонда Карвера. Приводятся определения понятий «гротеск» и «чудак», выделяется принципиальное отличие «чудака» от смежных понятий «шут» и «плут», приводятся примеры интерпретации «чудачества» в предшествующей литературной традиции.

Страницы