Критика и библиография

«Мы – содружество, мы – общество, но мы не школа…»: к столетию объединения «Серапионовы братья»

Рецензия посвящена обзору материалов коллективной монографии, приуроченной к столетнему юбилею литературного содружества «Серапионовы братья». Проект объединил ученых из Саратова, Москвы, Санкт-Петербурга, являющихся признанными специалистами по истории отечественной литературы 1920–1930-х гг. Исследования базируются на вводимых в научный оборот уникальных документах из наследия Серапионов (К. Федина, Вс. Иванова, Н. Тихонова, В. Каверина, И.

«Новая драма»: pro et contra

В конце XX – начале XXI в. произошли серьезные изменения в поэтике драмы, определив стратегию художественных форм и особенности художественного сознания. Это дает право выделить историю «новой драмы» в отдельный период литературного и театрального процесса. Обобщению и осмыслению этого периода и посвящена новая книга белорусского исследователя С. Я. Гончаровой-Грабовской «Современная русская драматургия (конец XX – начало XXI в.)», которая и анонсируется в представленной рецензии.

Векторы культуры

Рецензия посвящена сборнику статей, подготовленного профессором М. В. Строгановым к своему 70-летию. В книге сплелись два главных научных интереса автора, замешанных на особенной, свойственной только данному исследователю, методологической парадигме. Это внимание к литературно-художественному или фольклорному тексту и сосредоточение на богатстве русской культуры в самых широких ее проявлениях: песня и пение, музыка и живопись, разнообразные оттенки театрального искусства.

Современная популярная культура и литература в цифровую эпоху: феномен многовариантности, сериализации, трансмедийности

Статья является рецензией на монографию, представленную авторским коллективом в рамках международного транс- дисциплинарного проекта «Культ-товары: феномен массовой литературы/культуры в современной России». Изданная в Гродненском государственном университете им. Янки Купала, книга собрала многих ученых разных стран, чьи научные интересы связаны с феноменом современной массовой литературы и культуры в целом. Авторы статей – философы, историки, психологи, но в подавляющем большинстве – филологи.

«Черный хлеб науки…»

В рецензии на энциклопедический словарь «М. Е. Салтыков-Щедрин и его современники» обращено внимание на актуальность издания, его принципиальную новизну и практическую значимость. Словарь, посвященный современникам Салтыкова-Щедрина, – филологическое событие первого ряда. Всякое изучение творчества писателя в социально-историческом, политическом и, конечно, литературном контекстах позволяет взглянуть на биографию изучаемого автора, на его творческие замыслы и особенности их воплощения системно.

Культура речи в профессиональной коммуникации

Рецензируются два учебных пособия по культуре речи для студентов юридических специальностей. Особое внимание уделяется культурноречевым аспектам профессиональной коммуникации. Анализируется структура пособий, система заданий, справочный аппарат изданий.

«Принцип абсолютного сомнения» в творчестве Марка Алданова

В рецензируемой монографии Т. И. Дроновой представлен многоуровневый анализ творчества М. А. Алданова: от принципов философско-исторического познания до повествовательных стратегий. Предложенный автором подход к наследию писателя-мыслителя позволяет убедительно и во многом по-новому раскрыть тип его художественного мышления и характер диалога с предшественниками.

Труд, духовность, мужество

Рецензируемый двухтомник воспоминаний написан человеком, увлечённым своим трудом. В нём звучит настоящая, натуральная речь, выдающая и москвича, и учёного, и личность с великолепной саркастической складкой. Воспоминания В. С. Веселовского «Проблемы нашей жизни» являются одним из самых содержательных, самых заметных и самых интересных изданий подобного рода в России XXI в., которое должно быть включено в обязательный список для чтения студентов гуманитарных факультетов.

Поэзия русского романа

Рецензируемая монография А. И. Ванюкова посвящена исследованию поэтики русского романа первой половины XX века. В центре внимания автора находятся заглавная сфера произведений, а также их внутренняя организация, композиционный ритм.

Страницы