author

Семантическое наполнение мотива крови в романе Б. Окуджавы «свидание с Бонапартом»

В статье выявляются основные смысловые компоненты мотива крови в романе Б. Окуджавы «Свидание с Бонапартом», исследуется специфика лирико-философского повествования Б. Окуджавы.

Жанровые модификации и «поиски жанра» в романе Тимура Кибирова «Генерал и его семья»

Жанровое обозначение романа Тимура Кибирова «Генерал и его семья» вызвало несогласие литературных критиков. Исторический роман, семейная сага, роман-центон, роман о психологии и нравственности в позднем СССР – таков спектр суждений о жанровой специфике романа, уточнить параметры которой позволяет настоящая статья. Жанровым каркасом текста является локальная и вместе с тем характерная для изображаемой эпохи история семьи на фоне большой советской истории.

«Чехов» Б. К. Зайцева: авторская концепция и композиция «жизнеописания»

В статье анализируется книга Б. К. Зайцева «Чехов» (1954) как романизированная биография, «жизнеописание». Особое внимание обращено на авторскую концепцию и композицию книги, состоящую из 15 глав с заглавиями, 54 субглавок/фрагментов; рассмотрены художественные смыслы и своеобразие повествовательного целого «жизнеописания».

Об авторских стратегиях в литературе

Словосочетание «авторские стратегии в литературе» при относительно частом его употреблении не получило пока развёрнутого определения в специальных литературо-ведческих энциклопедиях и справочниках. Частично восполняя этот пробел, я пробую ответить на вопросы: каков смысл понятия «авторские стратегии» в литературной науке, как обнаруживают себя авторские стратегии в литературном деле, каковы роль и место читателя в авторских стратегиях и как обнаруживают себя авторские стратегии в текстовой реальности.

Книга в структуре романа Б. Пастернака «Доктор Живаго»: первая книга

В статье анализируется структура романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» как «романа о человеке», причём специально рассматривается композиция первой книги на уровне частей (семь частей) и глав (123 главы), что позволяет отчётливее представить «идею целого» романа.

Художественное осмысление современности 1930-х годов в романе М. А. Алданова «Начало конца»

Статья посвящена анализу авторской художественно-философской концепции европейской современности 1930-х гг. и формам ее воплощения в романе «Начало конца».

«Антилитература» Владимира Сорокина: читатель как объект троллинга

В статье предложен анализ художественных произведений Владимира Сорокина, созданных на рубеже XX и XXI вв. Ключевой акцент филологического рассмотрения – категория внутритекстового автора и интерактивный потенциал произведений противоречивого современного писателя. Отдельное внимание в статье уделяется проблемам сосуществования читательских поколений в эпоху 1990-х гг. и изменений в литературном процессе указанного периода.

Анатомия «советского» в литературном процессе конца XX – XXI века: А. И. Солженицын и В. П. Аксёнов (часть II)

Вторая часть публикации посвящена разбору ключевых мотивно-тематических комплексов, в совокупности определяющих специфику «советской» реальности – художественной целостности, реализованной в произведениях А. И. Солженицына и В. П. Аксёнова (написанных и опубликованных на рубеже XX–XXI вв.). В ряду идеологических оснований всей системы «советского» рассматривается феномен страха. В публикации также сформулированы общие для всей работы выводы – определены ключевые для творчества обоих писателей элементы поэтики, связанные с феноменом «советского».

Анатомия «советского» в литературном процессе конца XX – XXI веков: А. И. Солженицын и В. П. Аксёнов (Часть I)

Первая часть публикации посвящена постановке и обоснованию самой литературоведческой задачи – параллельного анализа произведений двух значимых для русского литературного процесса писателей, а также обозначению магистральных направлений предпринимаемого филологического разбора. Материалом послужили тексты Солженицына и Аксёнова, созданные и опубликованные на рубеже XX–XXI вв., а ключевым аспектом исследования стал мотивно-тематический комплекс, объёдиняющий интересы двух литераторов (именуемый художественной реальностью «советского»).

Мотивы соприкосновений в комедии А. П. Чехова «Чайка»

Заслуживают специального внимания намечаемые драматургами непосредственные соприкосновения персонажей друг с другом. Такие соприкосновения помогают отчётливее распознать характеры героев, природу из взаимоотношений, особенности мизансценического рисунка. В статье подробно рассматривается роль мотивов соприкосновения в комедии А. П. Чехова «Чайка».

Страницы