поэзия

«Эсхатологическое слово» в поэме Николая Заболоцкого «Город в степи»

В статье анализируется поэма Николая Заболоцкого «Город в степи», которая была написана поэтом после возвращения из ссылки в 1946 г. Поэма разворачивает перед читателем грандиозную панораму казахстанского города Караганды. Город предстаёт как некий эпический и даже мифологический Град, пришедший на смену ветхой эпохи. Показано, что в сюжете поэмы присутствуют несколько метафизических слоёв: наряду с описанием реального города Караганды в тексте присутствует библейская символика как Ветхого, так и Нового Заветов.

Поэтическая «Мариология» Семёна Липкина

В статье рассматривается образ Богородицы, представленный в поэтическом мире одного из крупнейших поэтов второй половины XX века Семёна Липкина. Органичная религиозность, свойственная его поэзии, реализуется, прежде всего, в культурном пространстве Священного Писания. Находясь как бы на границе двух Заветов, поэт в своём мироощущении скорее склоняется к новозаветному пониманию страдания и скорби, жизни и смерти. Образ Богородицы становится одним из проводников новозаветного благовестия.

«…Помнить до берёзки». О природе метафоры в поэзии Геннадия Касмынина

В статье, посвящённой поэтическому наследию Г. Г. Касмынина, делается попытка определить художественное и философско-мировоззренческое предназначение метафоры в творческом методе поэта, актуализируется свойственная его поэзии метафорическая картина мира, противостоящая времени распада, трагическому мироощущению исторического рубежа, когда талант автора достиг наивысшего подъёма.

Временной код в лирике Елены Шварц

В статье анализируются единицы временного кода, демонстрируются способы их репрезентации в лирике Е. Шварц. Рассматриваются особенности функционирования кода в художественном мире автора. Устанавливается взаимозависимость между выбором конкретных вариантов временного кода и художественной задачей поэта.

Оппозиции пространственного кода в лирике Елены Шварц

В статье анализируются оппозиции пространственного кода, демонстрируются способы их репрезентации в лирике Е. Шварц. Рассматриваются особенности функционирования кода в художественном мире автора. Устанавливается взаимозависимость между выбором конкретной пространственной оппозиции и художественной задачей поэта.

«Бог Дада танцует»: поэзия и танец в эстетике дадаизма

Статья исследует различные формы взаимодействия поэзии и танца в искусстве дадаизма, а также общие источники трансформации поэтики и танцевальной теории в историческом авангарде. Взаимовлияние танца и поэзии объясняется интересом авангардистов к «примитивной» ментальности и поиском синкретического словесно-телесного языка. Кризис репрезентации и переосмысление концепции ритма способствуют разработке новых интермедиальных поэтико-танцевальных форм.

Елена Шварц vs Анна Горенко: задачи творца и смысл творчества

В статье рассматриваются особенности культурного диалога поэтов двух поколений – 1970-х и 1990-х годов. На материале творчества Е. Шварц и А. Горенко выявляются ключевые для двух поколений мировоззренческие и эстетические установки, вскрывается разница в понимании задач творца и предназначения творчества.

«Была до дерзости смела…» (Н. Я. Абрамович о М. А. Лохвицкой)

В статье рассматриваются критические отклики Н. Я. Абрамовича, посвященные творчеству ярчайшей представительницы русской женской поэзии XIX–XX вв. М. А. Лохвицкой. Глубокие и неординарные оценки критика представляются значительной вехой в осмыслении ее лирики и играют существенную роль при определении места поэтессы в литературном пространстве эпохи.

Алфавит и функции телесного кода в лирике Елены Шварц

В статье обосновывается существование телесного кода как одного из языков культуры в лирике Елены Шварц. Рассматриваются особенности его функционирования в художественном пространстве автора. Демонстрируется наличие устойчивого и уникального алфавита телесного кода. Выявляются его художественные функции.

От рождения к рождеству: цикл А. Ревича «Сын человеческий»

В статье рассматривается стихотворный цикл Александра Ревича «Сын человеческий». Показано, что поэт осмысляет собственное бытие через призму евангельского благовестия. Земная жизнь и страдания Иисуса Христа являются «архетипом» для человека, вступившим на путь, указанный в Новом Завете. Смысл всего происходящего «иконически» раскрывается как осуществление человеком своего богоподобия: от рождения к смерти и воскресению в жизнь вечную.

Страницы