литературная критика

Проза Алексея Слаповского в восприятии Андрея Немзера

Литературный критик Андрей Немзер одним из первых обратил внимание на творчество Алексея Слаповского, писателя, неразрывно связанного с Саратовом. Отклики на его произведения публиковались в газетах и «толстых» журналах с начала 1990-х гг. Список главных героев словесности, который ежегодно составлял Немзер, не обходится без имени прозаика, а масса рецензий носит откровенно апологетический характер. Несмотря на то, что пристрастное внимание к писателю вызвало негодование литературных критиков, Немзер продолжал популяризировать творчество Слаповского.

Раннее творчество Андрея Немзера: к проблеме определения статуса автора

Проводится анализ публикаций, вышедших в 1980-е гг. в журнале «Литературное обозрение» и принадлежащих перу литературного критика и историка литературы Андрея Немзера, В этот период его статьи были посвящены историко-литературным работам и в меньшей степени литературно-художественным произведениям. Целью представленной работы является определение статуса автора. Приведен ряд аргументов, доказывающих, что выступления Немзера на страницах издания носят сугубо литературно-критический характер. Ключевым признаком служит оценочное суждение, ярко проявляющееся в негативных комментариях.

Ф. М. Достоевский в журнале «Заветы» (1912–1914): к постановке вопроса

Предпринимается попытка обозначить узловые моменты присутствия Ф. Достоевского в контексте литературно-критических выступлений журнала «Заветы», прежде всего, его соредакторов, В. Чернова и особенно – Иванова-Разумника. Его отношение к писателю как «мировому гению», «апогею этического индивидуализма», выраженное в целом ряде статей, следует признать программным для издания. В этом фарватере – критическая рецепция А. Долинина и рецензии в библиографическом отделе.

Формы и функции медиакритики в Советской России 1920-х годов

В статье формулируются основания, необходимые для возникновения и развития медиакритики. На материале центральных изданий «Журналист», «Известия», «Правда», «Печать и революция» показано становление журналистской критики 1920-х гг. на фоне утверждения принципов советской журналистики, ее связь с литературной критикой, особенности медиакритического высказывания и его функции.

Постмодернист или неореалист? Литературная критика 1990-х годов о творчестве А. Слаповского

Проза А. Слаповского не вписывается в чёткие рамки, которые пытаются установить критики и литературоведы. В статье рассматриваются их попытки охарактеризовать творчество писателя, особое внимание уделяется спорам о принадлежности автора к постмодернистскому или неореалистическому течениям.

О противоречиях термина «метод диалектического материализма» в истории литературной критики

Показаны противоречия термина «метод диалектического материализма». Приведены сведения о наиболее важных дискуссиях в области метода литературной критики.

Русский литературный процесс XXI века: Захар Прилепин и Татьяна Толстая на «Ринге» Facebook

Литературный процесс в XXI в. испытывает влияние активно развивающихся информационных технологий; традиционные формы публикации произведений словесности и авторские статусы находят новые воплощения в пространстве социальных сетей. Статья посвящена актуальной литературно-критической полемике Захара Прилепина и Татьяны Толстой, развернувшейся в сети Facebook.

Соотношение художественного вымысла и реальности в осмыслении литературных критиков новых журналов второй половины 1990-х годов

Литературные критики второй половины 1990-х гг., анализирующие направление развития литературного процесса, делятся на две четкие группы – традиционалистов, отстаивающих главенство художественного вымысла в поэзии и прозе, и новаторов – поддерживающих документальную литературу.

Творчество Леонида Андреева в оценке «Русского вестника»

В статье рассмотрены позиции Н. М. Соколова и Н. Я. Стечькина – ведущих литературных критиков «Русского вестника» в 1902–1906-х гг. – на творчество и место в читательском сознании Леонида Андреева, показывается, насколько зависимы были критические оценки от освещаемых в творчестве писателя тем.

Отечественная лирика рубежа XIX–XX веков в оценке В. Ф. Саводника

В статье представлена позиция В. Ф. Саводника – ведущего литературного критика «Русского вестника» в 1900–1901 гг. – по поводу развития современной ему отечественной лирики, обосновывается, почему воззрения критика были нестандартными для сотрудников журнала.

Страницы