Образец для цитирования:
Пахсарьян Н. Т. Кукла как персонаж романа рококо: «La Poupée» (1747) Жана Галли де Бибиены // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2022. Т. 22, вып. 4. С. 409-414. DOI: https://doi.org/10.18500/1817-7115-2022-22-4-409-414
Кукла как персонаж романа рококо: «La Poupée» (1747) Жана Галли де Бибиены
В статье анализируется роман французского писателя итальянского происхождения Жана Галли де Бибиены «Кукла», введший в литературу XVIII в. тему куклы-наставницы взрослого человека. В персонаже-кукле соединились, с одной стороны, представления эпохи о «человеке-машине», увлеченность «живыми» автоматами, с другой – традиция изображения сказочных существ, сконцентрированная в книге Монфокона де Вилара «Граф Габалис». Писатель ставит своего рода художественный эксперимент посредством игры чувственности и чувствительности. Кукла-сильфида дает уроки галантности молодому аббату, тщетно пытавшемуся добиться успеха в любви, подражая петиметрам-либертинам. Она поясняет герою разницу между любовью, порожденной чувством, и простым чувственным влечением. Тактика либертена оказывается несостоятельной. В конце концов исправившийся аббат влюбляется в куклу, достигшую в процессе усвоения учеником норм чувствительной галантности естественных размеров живого существа. Амбигитивная игра галантного эротизма одновременно в поле реальности и воображения подчеркнута особенностями романного нарратива, включающего цепочку повествователей: «автора»-наблюдателя рассказа аббата, аббата-рассказчика истории о кукле, куклы-рассказчицы. Наслоение нарраторов создает неуверенный дискурс, порождает у читателей сомнение в истинности рассказанного и одновременно – подозрение в его реальности. При том что позднее романтики остро проблематизировали отношение «механического» и «естественного», уже в рококо наметился конфликт между этими понятиями. Однако этот конфликт в романе Бибиены не достигает того контрастного абсолютного противостояния, которое характеризует романтическое видение. Поэтика рококо демонстрирует в этом произведении свою компромиссную природу.
1. Tadié A. Des machines et des hommes. Le roman du XVIII siècle et la question de l’imitation // Sillages critiques. 2012. № 14. URL: http://journals.openedition.org/sillagescritiques/2808 (дата обращения: 18.06.2021).
2. Костюхина М. Записки куклы. Модное воспитание в литературе для девиц конца XVIII – начала XIX века. М. : Новое литературное обозрение, 2017. 302 с.
3. Boyer-Vidal M.-F. L’éducation des fi lles et la literature de poupée aux XIX siècle // Genre et éducation: former, se former, être formée au féminin. Mont-Saint-Aignan : Presses Universitaires de Rouen et du Havre, 2009. P. 217–233.
4. Барт Р. Игрушки // Барт Р. Мифологии / пер с фр.,вступ. ст. и коммент. С. Н. Зенкина. М. : Изд-во им. Сабашниковых, 1996. С. 102–104.
5. Belleau A. L’automate comme personnage du roman //Etudes françaises. 1972. T. 8, № 2. P. 115–129.
6. Китанина Т. А. Щелкунчик и книдский миф (Статуи, куклы и автоматы в литературе эпохи романтизма) // Литературный факт. 2018. № 8. С.176–195. https://doi.org/10.22455/2541-8297-2018-8-176-195
7. Bruno M. A. Etude de «La Poupée» de Jean Galli de Bibiena: un exemple méconnu de roman libertin dans la première moitié du XVIII siècle. Sans lieu, éditeur non identifi é, 1997. 346 p.
8. Citton Y. Merveille littéraire et esprit scientifi que: une sylphide spinosiste ? // Fabula. Colloques. URL: http://www.fabula.org/colloques/document145.php (дата обращения: 17.05.2021).
9. Talairach-Vielmas L. De la poupée à l’automate. L’idéal féminin dans le conte de fées victorien // Epistemocritique. 2010. Vol. 7. URL: http://epistemocritique.org/de-la-poupee-a-lautomate-lideal-feminin-dans-le-contevictorien/ (дата обращения: 23.02.2021).
10. Defrance A. La réaction des sciences dans le conte de fées // Féeries. 2009. № 6. P. 63–86.
11. Abramovici J.-Chr. Le livre interdit: de Théophile de Viau à Sade. Paris : Payot, 1996. 286 p.
12. Lafon A. Préface // Bibiena J. G. de. La poupée. Paris : Desjonquères, 1996. P. 8–29.
13. Palayer F. Facettes du libertinage dans La Poupée de Bibiena // Littératures. 2009. 110 p. URL: https://dumas.ccsd.cnrs.fr/dumas-00475907 (дата обращения: 05.02.2022).
14. Habbib C. Galanterie française. Paris : Gallimard, 2006. 443 p.
15. Bibiena Jean Galli de. La Poupée. La Haye : Pierre Paupie, 1747. T. 1. 247 p.
16. Ferrand N. Livre et lecture dans les romans français du XVIII siècle. Paris : PUF, 2002. 383 p.
17. Austin L. M. Automatism and Creative Art in the Age of New Psychology. Cambridge University Press, 2018. 280 p.
18. Sempère E. De la merveille à l’inquiétude: le régistre du fantastique dans la fi ction. Bordeaux : Presses Universitaires de Bordeaux, 2009. 611 p.
19. Rivara A. Des femmes éductrices dans le roman français (1671–1807) // Femmes éducatrices au siècle des Lumières. Rennes : Presses Universitaires de Rennes, 2007. P. 239–252.
20. Kremer N. L’immobilité du récit. Quelques considerations sur la narration romanesque au XVIII siècle // Fabula. Atelier de Théorie littéraire, 2009. URL: http://www.fabula.org/atelier.php?Immobilite_du_recit (дата обращения: 12.03.2021).
21. Kremer N. Quand la poupée devient sylphide: poétique de séduction romanesque // L’assiette des fi ctions:enquêtes sur l’autoréfl exivité romanesque / J. Hermann et al. éd. Louvain : Peeters, 2010. P. 307–324.
22. Cater S. Regard, spectacle et séduction dans trois récits merveilleux (Gueulette, Bibiena, Marmontel) // Dixhuitième siècle. 2013. № 45. P. 481–493.
23. Sermain J.-P. Métafi ctions. La réfl exivité dans la literature d’imagination. Paris : Honoré Champion, 2002. 461 p.